В ожидании чуда

freska-peshhernoj-tserkvi-karanlik-xi-xiii-v-kappadokiya-turtsiya

Рождество Христово. Византийская фреска XI-XIII века.

Рождество Христово, или, как этот праздник официально именуется в Русской Православной Церкви, Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, на протяжении двух тысячелетий является одним из главных торжеств у христиан всего земного шара.

Память об этом событии не могла не найти своего должно отображения в живописи. Самые ранние изображения сцен, о которых повествуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1–2, Лк. 2:1–20), оставляли в своих катакомбах еще первые христиане в годы Римской империи.

По мере развития христианства, становления западной и восточной традиций, в религиозном искусстве прочно обозначились два подхода к изображению Рождества.

В восточной, византийской традиции, которую переняли и другие православные народы, изображение Рождества носит универсальный характер. Греческие, а затем и русские, сербские и болгарские мастера стремились на одном изображении запечатлеть все основные эпизоды рождения во плоти Иисуса Христа:  ангелов, славящих приход в мир Спасителя, приносящих дары волхвов, пришедших за Вифлеемской звездой пастухов.

rozhdestvo-hristovo-freska-monastyr-studenitsa-serbiya

Рождество Христово. Фреска в сербском монастыре Студеница

Конечно же, центральное место на православных иконах занимают Пресвятая Богородица и Богомладенец. Обязательным является и присутствие на изображении животных, вола и осла: ведь, согласно Евангелию, Христос был рожден в яслях. Дева Мария и ее супруг святой Иосиф прибыли в Вифлеем для участия в римской переписи населения, но не нашли места в городской гостинице, и были вынуждены заночевать в хлеву. Вместе с Иосифом Обручником часто изображался ветхозаветный пророк Исайя, предсказавший Рождение Иисуса Христа за многие столетия.

На иконах всегда изображается сегмент неба, как часть окружности, от которой идет луч, разделяющийся натрое, что, конечно символизирует свет Триединого Божества.

Как правило, мастера писали иконы Рождества яркими красками на золотом фоне, что было призвано подчеркнуть вселенскую радость от появления на свет Спасителя рода человеческого. Единый канон таких изображений сложился в Византии приблизительно в XIII веке, но в наиболее полном виде его, пожалуй, передал знаменитый русский мастер Андрей Рублев.

rublev

Рождество Христово. Икона Андрея Рублева, 1405 год

В католическом мире можно проследить совершенно иные тенденции в отображении рождественских событий. Византийские строгость и универсализм западнохристианским мастерам были свойственны только в годы раннего Средневековья — когда европейцам, среди которых было очень мало грамотных, необходимо было иметь ясный образ описанных в Евангелии событий.

trastvere

Рождество Христово. Мозаика XII века в итальянской базилике Санта Мария Траствере

Но у католиков так и не сложилось единого рождественского «стандарта». Начать хотя бы с того, что западные мастера нередко переносили события праздника не в ясли, а в пещеру, основываясь на ряде апокрифических преданий. Скорее всего, в это вкладывался символический смысл: пещера служила отсылкой ко грядущему Светлому Христову Воскресению.

Голландские, итальянские и французские художники нередко посвящали свои произведения одному конкретному эпизоду Рождества — в первую очередь, это относится к поклонению волхвов (или пастухов) Богомладенцу. Со временем появился и неизвестный православному миру сюжет «адорации», с латинского — «поклонения», Девы Марии и Иосифа Обручника новорожденному Иисусу Христу, основанный на видениях католической святой Бригтты Шведской.

nikkolo-di-tommazo-videnie-rozhdestva-svyatoj-brigitte-1372-god

Никколо ди Томмазо. Видение Рождества святой Бригитте. 1372 год

В Новое время наступает и, в известной степени, обмирщение Рождества в западноевропейской живописи. На светских полотнах и волхвы, и пастухи, и Богоматерь изображаются в современной для тех лет одежде, а некоторые живописцы даже помещали заказчиков своих картин рядом с библейскими персонажами.

zhorzh-de-latur-poklonenie-pastuhov-okolo-1644-goda

Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Около 1644 года

Обе традиции, если можно так сказать, примиряются в XIX веке: к тому времени как для православных, так и для католиков с протестантами почитание Рождества стало ключевой традицией, неотъемлемой частью жизни; потому и сюжет празднования становится популярным у художников разных вероисповеданий из непохожих друг на друга стран.

>645AB25=A:89

А. Бучкури. Рождественский базар, 1906

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *