В бестселлере архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы» мы встречаемся с людьми, посвятившими жизнь Богу, иноками, священниками и мирянами, в самых неожиданных ситуациях. Автор открывает для нас удивительный мир Церкви, живущий по каким-то своим законам. При этом мы наблюдаем как монахи, отвергнувшие мир, постоянно сталкиваются с теми же проблемами что и мы, в них живут те же страсти. Даже старцы, наделенные дарами Святого Духа, обижаются, грустят или по-мальчишески подшучивают друг над другом.
Многие из нас восприняли труд отца Тихона как сборник различных чудес, но, возможно, более важный мотив «Несвятых святых» – повседневный подвиг верующего человека, который чаще всего остается никем не замеченным. Ужас лагерей отец Иоанн (Крестьянкин) вспоминал как время, когда Бог всегда был рядом. Но так ли легко приблизится к Нему в тепличных условиях города?
Миф 2. Священник должен быть святым. Если у батюшки есть грехи – он не настоящий.
Действительно, человек сам по себе склонен к добру, и определенного рода фантазиям. У каждого из нас есть идеалы, и каждый знает, как нужно себя вести, чтобы им соответствовать. Священник – должен быть именно таким, каким я его себе воображаю. Он должен соответствовать моим представлениям о святости. А если батюшка кушает с аппетитом, да еще и хохочет за столом, то он не настоящий. Если батюшка передвигается на импортном авто а не летает по воздуху – он не настоящий. Если служитель Церкви выпил бутылку пива – Православие не для меня. К сожалению, такой образ мысли встречается довольно часто, и берет свои истоки в мифологеме «священник = святой».
Протоиерей Андрей Казанцев: Священник – обычный человек. Единственное, он стремится быть лучше, чтобы стать для прихожан примером. Но все страсти все те же грехи, все как у обычных людей. Священник также исповедуется, также причащается.
Но со священника потом спрос будет более строгий. Ведь он отлично знает в чем грешен и в чем надо раскаиваться. То, что священник безгрешен или должен быть святым – полный миф. Единственно. Бывают люди, которые отличаются от остальных – это старцы, святые люди, часто нам недоступные. А у нас се то же самое, так же семьи и все что в быту случается.
Проблема в семидесятилетнем периоде богоборчества. Произошел разрыв между людьми и священством. Все что касается духовенства кажется немыслимым, загадочным и неведомым. А мы такие же обычные люди.
Со временем я перестал обращать внимание на повышенный интерес людей на улице. Вроде столько времени прошло со времен атеизма, но для людей человек в рясе все еще диковинка. Смотрят – с кем идет, что несет, на чем едет. Конечно, любопытство относится к любому человеку, но ко священникам все еще интерес особенный. Люди сами выдумывают себе образ, а потом стараются примерить к нам свои стереотипы.