В рамках русской фольклорной культуры (дореволюционного периода) мы часто можем заметить карикатурный образ священника. Но это вовсе не означает, что в царской России народ недоброжелательно относился к батюшкам. Наделение священника самыми дурными чертами – прием, прежде всего, карнавальный. «Серьезное разрушается смехом, смех — серьезным» — говорит Аристотель. Десакрализация священнического образа, в том числе оберегала народное сознание от тех суеверных мифов, которые господствуют сегодня в нашем обществе.
Сто лет назад священники были неотъемлемой частью повседневной жизни. Народ видел иереев не только в храмах, но и на рынках, общался не только о сферах духовных, но на и вполне бытовые темы. Сегодня мы наблюдаем, как православное духовенство постепенно занимает свое место в жизни общества. Мы видим людей в черном на экранах TV, в социальных сетях и видеоблогах, а главное, все чаще встречаемся с ними на улице.
Но мифов о служителях Церкви еще очень много. И если в одном случае, священников представляют некими небожителями, неусыпно молящимися по кельям, то в другом – обманщиками пенсионеров. Развеять некоторые из таких стереотипов нам поможет духовенство Красноярской епархии.
Миф 1. Священник оторван от реальности и не знает, чем живут обычные люди
Можно сказать, что до 1917-го года жизнь человека и народа в целом буквально проходила под стенами соборов, часовен и молитвенных домов. Но 1990 году на всей территории Красноярского края насчитывалось всего 11 храмов. Понятно, что и священников можно было сосчитать по пальцам. За семьдесят лет народ совершенно разучился общаться с духовенством и приобрел множество суеверных домыслов о жизни батюшек. Одно этих суждений – священник живет в отрыве от реальности (в то время как советский народ строит социализм, поднимет промышленность и летает в космос, «церковники» молятся Боженьке при свечах). К сожалению, и сейчас многие считают священство замкнутой субкультурой, мало интересующейся проблемами «обычных людей».
Иерей Максим Золотухин: Мы общаемся со всеми. И с богатыми и с бедными. Люди в миру видят только внешнюю сторону. А священник видит еще и души человеческие, ведь люди исповедуются постоянно. Бывает, что человек улыбается при людях, а внутри себя носит глубокую скорбь, или хочет показаться достаточно благочестивым. Но на исповеди выясняется что все не так.
Так что священник не оторван от жизни, а сталкивается с ее реалиями еще более глубоко. Но я вспоминаю Митрополита Антония Храповитского, он говорит что «священник – это человек живущий в двух мирах: на Небе и на земле, но больше на Небе». Это же идеал христианина, чтобы мы не жили мирскими заботами. Священник должен быть проводником в Горний Мир, он должен сочетать в себе и ангельское и человеческое. В этом плане хороший священник может показаться даже и оторванным от мира.
Так что в идеале священник должен быть эталоном неземного бытия, но в тоже время он не может быть оторван от мира, со всеми его проблемами. У него есть дети, которые ходят в обычные школы, которым надо есть, пить… Мы живем теми же реалиями. Так что мысль о том что священник оторван от реальности – это конечно миф.